Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов организации государственной власти в демократических странах. Он предполагает не только наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также системы «сдержек и противовесов», но и невозможность передачи или делегирования полномочий от одной из ветвей власти к другой. Так, например, законодательная власть не может передать исполнительной власти свои полномочия по созданию тех или иных судов и определению их компетенции. Соответствующие конституционные рамки обусловливают деятельность государства как суверена как на национальной, так и на международной арене.
Передача спора на рассмотрение трибунала, или, иначе говоря, согласие на арбитраж, требует прямого волеизъявления государства. Поскольку такое волеизъявление непосредственно связано с государственным суверенитетом, оно должно соответствовать конституционным требованиям. В этой связи возникает вопрос о том, какие инструменты публичного контроля должны быть доступны при решении вопросов о передаче споров в международный трибунал.
Другой вопрос состоит в том, как трибуналы должны подходить к установлению надлежащего данного согласия государства на арбитраж в ситуации, когда принцип разделения властей является потенциально нарушенным. Такая проблема, например, возникает при определении возможности применения условий нератифицированных международных договоров, ограничивающих сферу судебного контроля государства без одобрения законодательной власти.
Проблема особенно актуальна в последние годы, когда инвестиционные трибуналы всё чаще рассматривают споры, включающие политические вопросы, и попутно дают оценку суверенным действиям государств по имеющим высокую общественную значимость делам, связанным с защитой жизни и здоровья граждан, окружающей среды, вопросами экономической, налоговой, социальной политики, статуса территорий и проч. На этом фоне заслуживает внимания концепция, которая предполагает, что отдельные действия государства не подлежат внешней оценке трибуналом и не могут быть ограничены международным договором.
В данном контексте на конференции предлагается обсудить международно-правовое значение принципа разделения властей, а также какое место занимает доктрина «политического вопроса» и вопрос justiciability в международном праве, где пролегает граница столкновения политики и права и как обеспечить сохранение политической нейтральности международного правосудия.